На главную страницу
Карта сайта
«Шаг в будущее 2006»
IX областная конференция молодых исследователей
секция «Химия»
.
.
<<=      2012      2011      2010      2009      2008      2007      2006      Экология жизни     

Закончилась IX областная научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее 2006». На рассмотрение участников секции «Химия» было представлено 15 докладов подготовленных учащимися 9-11-х классов школ г Тюмени, Тобольска, Ишима и сельских районов юга Тюменской области.

Анализируя работы, прежде всего следует отметить широту интересов учащихся, отразившуюся в выборе тем исследований.

Конечно наиболее доступным, и, одновременно, наиболее важным объектом исследований является вода. Поэтому неудивительно, что 5 докладов из 15 было посвящено исследованию качества и способов очистки воды. Примечательно, что во многих сельских районах, молодые исследователи, работающие по этой проблеме, решают одновременно важные экологические и просветительские задачи. Выполняя, по сути дела, заказы населения, они оценивают пригодность различных водных ресурсов для питьевых, хозяйственных, лечебных целей. Уверенное владение материалом по этой проблеме показал Ермаков Александр (гимназия 21, г. Тюмень),  Усламин Дмитрий и Читаева Елена (Заводопетровская СОШ Ялуторовского р-на). Начинают осваивать необходимые методы исследования и учащиеся 9-10-х классов: Никитина Татьяна (Рафайловская СОШ Исетского р-на), Баннов Александр (Малиновская СОШ Аромашевского района), Слепынин Евгений (СОШ №7 г.Ишима).









Следующее важное направление работ молодых исследователей  это изучение пищевых продуктов, ислледование их состава, свойств и влияния  различных веществ на здоровье человека. Много полезной информации извлекли участники секции из докладов Лесковой Елены (Новоберезовская СОШ  Аромашевского р-на),       посвященного изучению свойств меда, и Гальчук Ирины (СОШ №17 г. Тюмень ) «Углеводы и их влияние на здоровье человека». Большой объем исследований, как чисто химических, так и социологических, представила в своем докладе Азарова Юлия (СОШ №2  г.Тобольск) «Содержание кофеина в листьях чая». Одной из лучших работ, как по объему проделанной работы, так и по анализу полученных результатов была признана работа Ушаковой Полины (Петелинская СОШ Ялуторовского р-на) «Влияние способов переработки и хранения на содержание аскорбиновой кислоты в различных растительных продуктах». Интересный материал в несколько иной области представил Саранин Сергей (СОШ №7 г.Ишима), занимавшийся изучением состава и свойств лечебных грязей.

Два доклада, представленные на секции были посвящены теоретическим и историческим аспектам химии. Прежде всего это доклад Любови Евсеевой (Армизонская СОШ Армизонский р-н) «Исследование разных форм периодической системы». И члены жюри, и многие участники конференции отмечали глубокое понимание докладчиком рассматриваемого материала, уверенные ответы на вопросы, использование связи строения  атомов и свойств элементов и их отражением в различных формах таблиц элементов. Авторы второго доклада Мамеева Юлия и Собольникова Алена (СОШ №18 г.Тобольск) не только собрали большой материал по именным реакциям и правилам в органической химии, но и разработали методическое пособие, которое может быть использовано при изучении химии в школе. Их выступление также запомнилось творческим подходом и высокой эмоциональностью. Все же надо отметить, что работы по этому направлению были связаны со сбором материала, его обобщением, представлением в новой форме, то есть в основном имели реферативный характер. Поэтому, несмотря на большой объем проведенной работы, они не были отмечены большим числом баллов.

Проблема сырьевых ресурсов и материалов была раскрыта в двух докладах молодых исследователей. Прежде всего это работа Бабкиной Любови (СОШ №1, г.Ишим) «Определение содержания углерода в стали». Автор познакомила собравшихся с достаточно сложнымметодом химического анализа, показала значимость определения этого элемента для характеристики свойств стали. Серьезный научный потенциал был отмечен в работе выпускников лицея ТГНГУ Конышева Виталия и Юстуса Виктора, посвященной исследованию эффективности специальных присадок для улучшения качества высокопарафинистой нефти. Выполненое в вузовских лабораториях исследование отвечало всем требованиям к научным работам, авторы показали глубокое понимание изучаемой проблемы и умение представить полученные результаты аудитории.

Одним из сложных вопросов современной химии является изучение химических процессов, их механизмов и закономерностей протекания.          Тем более приятно было познакомиться с исследованием Колунина Александра (Сорокинская СОШ №1), посвященным выращиванию кристаллов металлической меди и факторам, влияющим на этот процесс. И хотя работа еще требует продолжения и более тщательного анализа – это направление в исследованиях школьников можно только приветствовать.

Жюри отметило и такую особенность работы секции «Химия» в этом году, как высокий уровень подготовки докладчиков. Это проявилось и в оформлении представленных рефератов и в информационном сопровождении докладов, которое в 13 случаях из 15 было выполнено в форме компьютерных презентаций. И хотя техническое обеспечение работы секции нельзя признать совершенным, такое использование школьниками информационных технологий можно только приветствовать. Жюри отметило также высокий уровень большинства докладов, уверенные ответы многих докладчиков на вопросы, активность слушателей, их участие в обсуждении работ своих товарищей.

Разумеется, были в представленных работах, в выступлениях участников и недочеты. Их выявление в ходе работы секции является важным фактором формирования исследовательских умений школьников, дает определенные ориентиры для учителей химии, организующих исследовательскую деятельность учащихся. Вот некоторые общие замечания и рекомендации, которые можно сформулировать на основе проведенной работы:

-      Исследование предполагает, как правило, построение некоторой гипотезы, для доказательства или опровержения которой ведется последующая работа. В исследованиях некоторых участников отсутствовали формулировки гипотез, иногда формулировка гипотезы никак не соответствовала направлению работы и сделанным выводам.

-      Доклад на научной конференции не должен читаться по бумажке. Предполагается, что докладчик свободно владеет материалом своего исследования и способен его доложить с опорой на представленный наглядный материал. Докладчик может иметь листочек с планом своего выступления, он может зачитать по нему отдельные сложные формулировки, численные характеристики. Допустимо зачитать выводы по работе.

-    В своем докладе выступающий должен ориентироваться не на жюри, а на всю аудиторию. Это касается и подготовки демонстрационных материалов и обращений докладчика.

-     Докладчик должен работать с представляемым наглядным материалом, в частности, со слайдами компьютерной презентации. Эти слайды не должны просто пролистываться по мере чтения доклада. Выведя на экран очередной слайд, докладчик должен дать время аудитории ознакомиться с его содержанием, сопровождая необходимыми пояснеиями, например: «…На этом слайде представлена зависимость изменения рН от времени. По оси ординат отложена величина рН, по оси абсцисс - время. Синяя и красная линия отвечает, соответственно зимнему и летнему периоду наблюдений…» и т.п. При этом можно использовать лазерную или обычную указку.

-     Наглядный материал на обычных плакатах или слайдах презентации долже быть представлен в удобной для восприятия форме. Он должен содержать минимум текста и мелких деталей, оптимальный размер шрифта. Количественные данные лучше представлять не в форме таблиц, а в виде диаграмм или графиков.

-     Представляя доклад на секции «Химия» (или предполагая, что работа может быть направлена на эту секцию) докладчик должен быть готов ответить на вопросы не только по теме исследования, но и по химической сущности иследуемых объектов, используемых методов. Это значит, что, работая над темой исследования, ученик должен не просто механически использовать некоторые методики, но вникать в смысл проходящих химических реакций, понимать принцип действия используемых приборов.

Разумеется отдельные недочеты не снимают значимости исследовательской деятельности учащихся для развития их личности, формирования творческой активности и деятельностной компетентности. Большую роль в этом играют их научные руководители, учителя химии. Среди них хочется отметить неоднократных участников конференции Ильичеву В.Г., учителя химии и физики Заводопетровской СОШ Ялуторовского района, Тарицыну Т.В, учителя химии и биологии СОШ №7 г. Ишима, Гольштейн Т.А., учителя химии Армизонской СОШ.

Лучшими работами секции «Химия» за 2006 год были признаны:

1 место. Конышев Виталий, Юстус Виктор. (11 класс, лицей ТГНГУ) Эффективность депрессорных присадок в высокопарафинистой нефти Верхне-Салатского месторождения Томской области. Научные руководители: Жданович В.В., учитель химии, Землянский Е.О., преподаватель ТГНГУ.

2 место. Ушакова Полина (10 класс, Петелинская СОШ Ялуторовского р-на) «Влияние способов переработки и хранения на содержание аскорбиновой кислоты в различных растительных продуктах». Научный руководитель: Ильичева В.Г., учитель химии и физики.

3 место. Азарова Юлия  (11 класс, СОШ №2  г.Тобольск) «Содержание кофеина в листьях чая». Научный руководитель: Беляк Е.Л., учитель химии.

Лауреатами конференции были названы также:

ЕрмаковАлександр (11 класс, гимназия №21, г. Тюмень), «Определение содержания активного хлора в питьевой воде» – за высокую практическую значимость полученных результатов. Научный руководитель: Ермакова Н.А., к.х.н., доцент ТюмГУ.

Евсеева Любовь (11 класс, Армизонская СОШ Армизонский р-н) «Исследование разных форм периодической системы» – за глубину теоретического осмысления изучаемой проблемы. Научный руководитель: Гольштейн Т.А., учитель химии.

Итак, сделан очередной шаг в будущее.
Шаг в будушее молодых исследователей, будущих ученых и творческого потенциала будущей России.

На главную страницу
.
Карта сайта

Жюри секции «Химия»:        
Можаев Г.М., старший преподаватель ТюмГУ,
Бурханова Т.М., к.х.н., доцент ТюмГУ,
Трофимова Т.В., методист ГИМЦ  

Использованы материалы из работ участников секции.

.

Каталог Ресурсов Интернет Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz