На главную страницу
Карта сайта
Вернуться назад

Неорганическая химия
Органическая химия
-

.

Анализ наиболее трудных вопросов ЕГЭ по химии 2004-2005 г.
Часть B

Неорганическая химия

Участники первой волны неплохо справились с заданиями В3, в которых надо было установить соответствие между исходными веществами и продуктами в реакциях неорганических веществ (48,9%). А вот их возможности определять возможность протекания реакции значительно слабее (В2, 41,3%). Наиболее сложной оказалась тема «Гидролиз солей» (В5, 21,8%).

Наиболее сложным вопросом, в которых необходимо было определить возможность протекания реакций, оказался вопрос, посвященный свойствам оксидов:

B2 (2005, 8%) Установите соответствие между названием оксида и формулами веществ, с которыми он может взаимодействовать.

НАЗВАНИЕ ОКСИДА                    ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ

1) оксид кремния(IV)                      А) Al, H2SO4, CO

2) оксид азота(IV)                            Б) Fe2O3, H2O, NH3

3) оксид бария                                   В) С, КОН, СаСО3

4) оксид железа(III)                          Г) NaOH, H2O, СаО

                                                               Д) Н2О, SO3, Н3РО4

                                                               Е) Н2О, HNO3, Са(ОН)2

Для правильного ответа необходимо учитывать и кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства оксидов, а также способность их взаимодействия с водой. Правильный ответ: ВГДА

В 2004 году задание на характерные химические свойства неорганических веществ различных классов давался в другой форме:

В6 (2004, 14,0%) Кислород при подходящих условиях реагирует с

A) Fe(OH)2

Б) KCl

В) P2O5

Г) SO2

Д) Zn

Е) N2                    Ответ: __________

Вопросы данного типа требуют выбрать все правильные варианты ответа и затем записать соответствующие буквы в алфавитном порядке. Рекомендуется сначала записать их в предложенном поле после слова «Ответ» и только после проверки, исправления возможных ошибок, перенести в бланк ответов №1.

В данном вопросе следует учесть, что кислород – сильный окислитель. Из представленных веществ не могут окисляться только P2O5 (фосфор уже в высшей степени окисления) и KCl. Даже азот окисляется кислородом в электрическом разряде.
Правильный ответ: АГДЕ.

Легче находилось соответствие между исходными веществами и продуктами реакций, однако и здесь были трудности с казалось бы хорошо изученными веществами:

B3 (2005, 31%) Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА      ПРОДУКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1) HNO3(разб) +  Сu                           А) Сu(NO3)2 + H2

2) HNO3(конц) +  Сu                           Б) Сu(NO3)2 +  H2O

3) HNO3 +  СuО                                 В) Сu(NO3)2 + N2 +H2O

4) HNO3 +  Сu(ОН)2                         Г) Сu(NO3)2 + N2O + H2O

                                                            Д) Сu(NO3)2 + NO + H2O

                                                             Е) Сu(NO3)2 + NO2 +  H2O

Правильный ответ: ДЕББ

 

Уже отмечалось, что школьники сравнительно неплохо определяют степени окисления элементов. Но следующий вопрос вызвал большие затруднения, поскольку требовал не только знания стандартных приемов, но и учета электроотрицательности элементов:

B4 (2005, 4%) Установите соответствие между формулой вещества и степенью окисления азота в нем.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА       СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ АЗОТА

1) NF3                                              А) – 3

2) H2N2O2                                       Б) + 1

3) NBr3                                            В) + 2

4) Сa(NO3)2                                    Г) + 3

                                                         Д) + 4

                                                         Е) + 5

В третьем веществе, в отличие от первого, азот, как более электроотрицательный элемент, будет иметь степень окисления –3 (а бром, что тоже непривычно, +1).
Правильный ответ: ГБАЕ

Трудности возникали школьников и при рассмотрении реакции гидролиза:

B5(2005, 10%) Установите соответствие между солью и ее способностью к гидролизу.

СОЛЬ                           СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ

1) SrCl2                                   А) по катиону

2) NH4F                                  Б) по аниону

3) CuSO4                                 В) по катиону и аниону

4) СН3СООNa                        Г) гидролизу не подвергается

Способность соли к гидролизу можно определить по ее составу. Общее правило: гидролиз идет по «слабому звену». Если соль образована слабым основанием и сильной кислотой (CuSO4), идет гидролиз по катиону. Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой (Li2S) – гидролиз по аниону. Если и то и другое слабое (NH4F), идет совместный гидролиз. Если и основание, и кислота сильные (SrCl2) – гидролиз не идет.

Возможно, не все учителя используют подобную классификацию реакций гидролиза. Кроме того, школьники часто и силу оснований определяют по таблице растворимости, отсюда мнение, что гидроксид стронция – слабое основание. Здесь надо учитывать положение металлов в таблице Д.И.Менделеева. Аналогичные вопросы вызвали затруднения и в заданиях предыдущего года. Правильный ответ: ГВАБ.

В части вариантов этот вопрос выглядел несколько иначе:

Вопрос В5 (2005, 28%) Установите соответствие между солью и концентрациями ионов водорода и ионов гидроксида в растворе этой соли.

СОЛЬ                           КОНЦЕНТРАЦИИ [H+] и [OH]

1) FeI2                                А) [H+] = [OH ]

2) Na2S                               Б) [H+] > [OH ]

3) CsCl                               В) [H+] < [OH ]

4) Be(NO3)2

Для правильного ответа на этот вопрос школьник должен был знать, что йодоводородная кислота – сильная. Правильный ответ: БВАБ.

Неорганическая химия
Органическая химия
-

Органическая химия

Лучше всего школьники справились с заданием по элементу: «Классификация органических веществ. Систематическая номенклатура» (В1 50,6%). Наиболее сложными для испытуемых оказались темы:

  • Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений: предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола; альдегидов и предельных карбоновых кислот. Жиры, углеводы. (В6, В7 22,3%);
  • Свойства аминов и аминокислот (В8, 16,1%);
  • Расчетные задачи на объемные отношения газов (В10, 20,8%).

Как и в части А, много ошибок допускалось при рассмотрении свойств даже такихорганических веществ, изучению которых уделяется достаточно много времени:

В6 (2005, 10%) Этанол реагирует с

A) CuO

Б) K

В) Cu(OH)2

Г) O2

Д) Na2CO3

Е) CH3COOH                         Ответ: __________

Сложность вопросов этого типа в том, что число букв в ответе неизвестно, и для правильного ответа надо вспомнить все свойства спиртов. Правильный ответ: АБГЕ.

В 2004 году знание характерных химических свойств органических соединений проверялось на примере небольшой цепочки:

В8 (2004, 12%). В схеме превращений

CH3CHO  X  X2

Относительная молекулярная масса органического вещества Х2 равна: __________.  Запишите число с точностью до целых.

Вещество, с которого начинается цепочка – это уксусный альдегид, и первая реакция – это характерная для альдегидов реакция «серебряного зеркала». Реактив, который используется в этой реакции, обычно называется «аммиачный раствор оксида серебра». На самом деле, в этом растворе серебро находится в виде комплексного соединения, формула которого указана над стрелкой. Во многих школьных учебниках для простоты в уравнении реакции пишут формулу Ag2O, и в качестве продуктов указывается серебро и соответствующая карбоновая кислота. Но реакция идет в растворе аммиака, поэтому реально образуется аммонийная соль карбоновой кислоты. В нашем случае X1 – это ацетат аммония, при действии на который соляной кислотой образуется уксусная кислота X2.

Правильный ответ: 60.

Сложным оказался вопрос, посвященный свойствам углеводов:

В7. (2005, 3%) При различных видах брожения глюкозы могут образоваться

А) углекислый газ

Б) масляная кислота

В) этанол

Г) муравьиная кислота

Д) водород

Е)  молочная кислота            Ответ:________

Видимо, не все виды брожения известны школьникам. Помимо спиртового и молочнокислого видов брожения, упоминаемого во многих учебниках, существует и маслянокислое:

С6Н12О6  С3Н7СООН + 2Н2 + 2СО2

Правильный ответ: АБВДЕ.

В 2004 году основную сложность для выпускников составили вопросы, в которых надо было показать знание качественных реакций веществ:

В7 (2004, 9%). Отличить растворы муравьиной кислоты и фенола можно с помощью растворов:

A) Na2CO3

Б) [Ag(NH3)2]OH

В) AgNO3

Г) FeCl3

Д) BaCl2

Е) H2SO4                       Ответ: __________

Нам нужно выбрать такие реагенты, которые реагировали бы только с одним из веществ, или, реагируя с обоими, давали бы разные реакции. Надо учитывать, что муравьиная кислота проявляет свойства не только кислоты, но и альдегида. Как кислота она может вступать в реакции обмена с некоторыми солями (Na2CO3), как альдегид – восстанавливать аммиачный комплекс серебра (реакция «серебряного зеркала»).
Фенол проявляет очень слабые кислотные свойства и с большинством солей не реагирует. Но фенол дает фиолетовое окрашивание с хлоридом железа(III), это качественная реакция на фенолы. Правильный ответ: АБГ.

Из вопросов, посвященных азотсодержащим соединениям, самым сложным в первой волне 2005 года оказался следующий:

В8 (2005, 5%).  Вещество NH2CH2CH(CH3)COOH взаимодействует с

А) соляной кислотой

Б) хлоридом калия

В) гидроксидом калия

Г) карбонатом натрия

Д) аминоуксусной кислотой

Е)  водородом                                 Ответ:________

Учитывая амфотерность аминокислоты, правило реакций ионного обмена, выпускник должен был прийти к правильному ответу: АВГД

Задачи

Задачи на определение состава раствора, предложенные в задании В9 были не слишком сложны, хотя и требовали расчета по уравнению реакции. Но одна из этих задач требовала составления алгебраического уравнения. Она и оказалась самой трудной:

В9 (2005, 4%). Какой объем хлороводорода (н.у.) нужно растворить в 4 л воды для получения его 10,89%-ного раствора?

Ответ: __________ л. (Запишите число с точностью до целых.)

Возможное решение: Пусть необходимое количество вещества хлороводорода равно х моль. Тогда искомый объем будет равен 22,4х л, а масса 36,5х г. Масса полученного раствора составит (4000+36,5х) г, и, используя понятие массовой доли, можно записать:

36,5х = (4000+36,5х)*0,1089; откуда х=13,4 моль; V=300 л.

Правильный ответ: 300

 В заданиях с численным ответом ошибки могут быть вызваны либо неумением округлять, либо невнимательностью (экзаменующиеся просто не обращают внимания на требование округления, не учитывая, что ответы проверяются компьютером, и неокругленное число считается ошибочным). Чтобы уменьшить число ошибок, рекомендуется предполагаемый ответ сначала записывать  в предложенном поле, и только после проверки единиц измерения и округления переносить в бланк ответов.

Трудными для выпускников оказались задачи, в которых требовался найти объем воздуха, необходимый для сжигания вещества:

В10 (2005, 5%). Для полного сжигания 8 л метиламина (н.у.) потребуется воздух объемом  ___ л. (Запишите число с точностью до целых.)

4CH3NH2 + 9O2 = 2N2 + 4CO2 + 10H2O

Поскольку объемы реагирующих газов пропорциональны коэффициентам в уравнении реакции, для сжигания 8 л метиламина потребуется 18 л кислорода, и, учитывая его объемную долю в воздухе (21%), 85,7 л воздуха. Если принять округленное значение («одна пятая часть»), то получим в качестве ответа число 90. Правильный ответ: 86 или 90.


Наверх


Г.М. Можаев
старший преподаватель
ТюмГУ, химический факультет;
ТОГИРРО


.
 
 
 
 
Hosted by uCoz