По результатам первой волны успешность ответов школьников юга Тюменской области на вопросы части А составляет обычно от 55% до 85%. Наиболее сложными часто оказываются вопросы, относящиеся к темам:
- Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: солей (средних и кислых) (А12);
- Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции. (А20);
- Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородосодержащих соединений (А27);
- Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки (А5).
Далее рассмотрены примеры наиболее сложных вопросов из этих и других тем (в скобках указана доля правильных ответов).
Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная). Длина и энергия связи.
A3 (60%)
В молекуле какого вещества длина связи между атомами углерода наибольшая?
1) ацетилена 2) этана 3) этена 4) бензола
Длина связи уменьшается с повышением кратности связи. Для указанных соединений наименьшая кратность связи, одинарная связь, в молекуле этана: СН3 - СН3. Значит длина связи в молекуле этана будет наибольшей.
Правильный ответ: 2.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки
А-5 (19%) Вещества твердые, прочные, с высокой температурой плавления, расплавы которых проводят электрический ток, имеют кристаллическую решетку
1) металлическую 2) молекулярную
3) атомную 4) ионную
Вопрос достаточно неоднозначен. Электрический ток могут проводить расплавы веществ, как с ионной, так и с металлической решеткой. Среди и тех и других веществ есть вещества достаточно твердые, прочные, тугоплавкие. Но если говорить о типичных металлах, то они низкоплавкие, мягкие, пластичные. А ионные соединения в свою очередь хрупки, что ставит под сомнение их прочность. Вероятно, эта неоднозначность и послужила причиной низкой успешности ответов на этот вопрос. Правильный ответ: 4.
Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: простых веществ – металлов и неметаллов.
А9 (46%)
Бром вступает в реакцию с
1) фтороводородом
2) иодидом калия
3) хлоридом натрия
4) гидроксидом меди(II)
Хорошо известна реакция вытеснения менее активных галогенов более активными, поэтому правильный ответ 2. Может кого-то смутил гидроксид меди(II)? Ведь реагирует с бромом раствор гидроксида натрия? Раствор да, а вот сухой нерастворимый гидроксид меди(II) реагировать не должен. Правда видел кто-нибудь сухой гидроксид меди? Я - нет.
Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: оксидов (основных, амфотерных, кислотных).
А-11(37%)
В реакцию с оксидом цинка вступает каждое из двух веществ:
1) О2 и SO3
2) Н2 и H2S
3) Na2O и НС1
4) CuO и NaCl
Оксид цинка - амфотерный оксид, значит будет реагировать с сильными кислотами (кислотными оксидами) и щелочами (оксидами щелочных металлов). Поскольку цинк достаточно активный металл, его оксид водородом не восстанавливается, вариант 2 не подходит. Здесь правильный ответ: 3.
Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: солей (средних и кислых)
А-12 (35%) С водными растворами хлороводорода, гидроксида бария и хлорида меди(II) реагирует
1) CaCO3 2) K2SO3
3) Na2SO4 4) Al2(SO4)3
Причиной неправильных ответов на этот и аналогичные вопросы явилось, вероятно, неумение выпускников определять возможность и причину протекания реакций ионного обмена: реакция протекает, если образуется осадок, газ, малодиссоциирующее вещество. Следует учитывать также ограниченную способность к таким реакциям малорастворимых солей (CaCO3, в данном примере). И, наконец, кроме реакций обмена возможно протекание окислительно-восстановительных процессов (здесь: CuCl2 + K2SO3). Надо отметить, что знак вопроса в таблице растворимости отнюдь не означает невозможности протекания реакции. Учитывая это, правильный ответ - 2.
Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
А-20 (39%) Скорость химической реакции
2NO2 (г) = 2NO(г) + O2 (г) не зависит от изменения
1) концентрации диоксида азота 2) давления в системе
3) концентрации кислорода 4) температуры
Вопрос с отрицанием, что уже повышает его сложность. Кроме того, ученики часто путают два разных вопроса: изменение скорости реакции и смещение равновесия. Здесь, концентрация кислорода будет влиять на смещение равновесия, так как она влияет на скорость обратной реакции, но скорость прямой реакции от нее не зависит. Правильный ответ: 3.
Реакции ионного обмена
A-23 (36%)
Сокращенное ионное уравнение Cu2+ + S2– = CuS
соответствует взаимодействию
1) сульфата меди и сульфида аммония
2) гидроксида меди и сероводорода
3) карбоната меди и сульфида аммония
4) нитрата меди и сероводорода
Источником ионов для реакции могут служить хорошо растворимые соли, сильные кислоты (но не сероводород), щелочи (но не гидроксид меди). Правильный ответ: 1.
Реакции окислительно-восстановительные
А-24 (39%) Оксид железа(III) проявляет окислительные свойства при взаимодействии с
1) гидроксидом натрия
2) оксидом углерода(II)
3) серной кислотой
4) хлороводородом
Проявляет окислительные свойства, значит восстанавливается. Восстановить оксид железа можно оксидом углерода(II). Правильный ответ: 2.
Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородосодержащих соединений.
А-27 (28%) Фенол не вступает в реакцию с
1)FeCl3 2)HNO3 3) NaOH 4) HCl
Также вопрос с отрицанием. Определяя возможность протекания реакций органических веществ, следует учитывать как общие свойства классов соединений, так и специфические свойства отдельных представителей. Правильный ответ: 4.
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
А-28 (28%) Взрывчатую смесь с воздухом образует
1) бром
2) бромоводород
3) тетрахлорид углерода
4) ацетилен
Простой, казалось бы, вопрос - взрывчатые смеси образуют горючие газы, здесь это ацетилен. Соединения галогенов обычно негорючи. Правильный ответ: 4.
|