Карта сайта
На главную страницу
Вернуться назад
-

.

Анализ наиболее трудных вопросов ЕГЭ по химии.
Часть А

По результатам первой волны успешность ответов школьников юга Тюменской области на вопросы части А составляет обычно от 55% до 85%. Наиболее сложными часто оказываются вопросы, относящиеся к темам:

  • Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: солей (средних и кислых) (А12);
  • Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции. (А20);
  • Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородосодержащих соединений (А27);
  • Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки (А5).

Далее рассмотрены примеры наиболее сложных вопросов из этих и других тем (в скобках указана доля правильных ответов).


  • Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная). Длина и энергия связи.

    A3 (60%) В молекуле какого вещества длина связи между атомами углерода наибольшая?

           1) ацетилена     2) этана     3) этена     4) бензола

    Длина связи уменьшается с повышением кратности связи. Для указанных соединений наименьшая кратность связи, одинарная связь, в молекуле этана: СН3 - СН3. Значит длина связи в молекуле этана будет наибольшей. Правильный ответ: 2.


  • Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки

    А-5 (19%) Вещества твердые, прочные, с высокой температурой плавления, расплавы которых проводят электрический ток, имеют кристаллическую решетку

           1) металлическую     2) молекулярную

           3) атомную         4) ионную

    Вопрос достаточно неоднозначен. Электрический ток могут проводить расплавы веществ, как с ионной, так и с металлической решеткой. Среди и тех и других веществ есть вещества достаточно твердые, прочные, тугоплавкие. Но если говорить о типичных металлах, то они низкоплавкие, мягкие, пластичные. А ионные соединения в свою очередь хрупки, что ставит под сомнение их прочность. Вероятно, эта неоднозначность и послужила причиной низкой успешности ответов на этот вопрос. Правильный ответ: 4.


  • Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: простых веществ – металлов и неметаллов.

    А9 (46%) Бром вступает в реакцию с

           1) фтороводородом

           2) иодидом калия

           3) хлоридом натрия

           4) гидроксидом меди(II)

    Хорошо известна реакция вытеснения менее активных галогенов более активными, поэтому правильный ответ 2. Может кого-то смутил гидроксид меди(II)? Ведь реагирует с бромом раствор гидроксида натрия? Раствор да, а вот сухой нерастворимый гидроксид меди(II) реагировать не должен. Правда видел кто-нибудь сухой гидроксид меди? Я - нет.


  • Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: оксидов (основных, амфотерных, кислотных).

    А-11(37%) В реакцию с оксидом цинка вступает каждое из двух веществ:

           1) О2 и SO3        2) Н2 и H2S        3) Na2O и НС1        4) CuO и NaCl

    Оксид цинка - амфотерный оксид, значит будет реагировать с сильными кислотами (кислотными оксидами) и щелочами (оксидами щелочных металлов). Поскольку цинк достаточно активный металл, его оксид водородом не восстанавливается, вариант 2 не подходит. Здесь правильный ответ: 3.


  • Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: солей (средних и кислых)

    А-12 (35%) С водными растворами хлороводорода, гидроксида бария и хлорида меди(II) реагирует

           1) CaCO3        2) K2SO3        3) Na2SO4        4) Al2(SO4)3

    Причиной неправильных ответов на этот и аналогичные вопросы явилось, вероятно, неумение выпускников определять возможность и причину протекания реакций ионного обмена: реакция протекает, если образуется осадок, газ, малодиссоциирующее вещество. Следует учитывать также ограниченную способность к таким реакциям малорастворимых солей (CaCO3, в данном примере). И, наконец, кроме реакций обмена возможно протекание окислительно-восстановительных процессов (здесь: CuCl2 + K2SO3). Надо отметить, что знак вопроса в таблице растворимости отнюдь не означает невозможности протекания реакции. Учитывая это, правильный ответ - 2.


  • Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

    А-20 (39%) Скорость химической реакции 2NO2 (г) = 2NO(г) + O2 (г) не зависит от изменения

           1) концентрации диоксида азота        2) давления в системе

           3) концентрации кислорода                4) температуры

    Вопрос с отрицанием, что уже повышает его сложность. Кроме того, ученики часто путают два разных вопроса: изменение скорости реакции и смещение равновесия. Здесь, концентрация кислорода будет влиять на смещение равновесия, так как она влияет на скорость обратной реакции, но скорость прямой реакции от нее не зависит. Правильный ответ: 3.


  • Реакции ионного обмена

    A-23 (36%) Сокращенное ионное уравнение Cu2+ + S2– = CuS соответствует взаимодействию

           1) сульфата меди и сульфида аммония

           2) гидроксида меди и сероводорода

           3) карбоната меди и сульфида аммония

           4) нитрата меди и сероводорода

    Источником ионов для реакции могут служить хорошо растворимые соли, сильные кислоты (но не сероводород), щелочи (но не гидроксид меди). Правильный ответ: 1.


  • Реакции окислительно-восстановительные

    А-24 (39%) Оксид железа(III) проявляет окислительные свойства при взаимодействии с

           1) гидроксидом натрия

           2) оксидом углерода(II)

           3) серной кислотой

           4) хлороводородом

    Проявляет окислительные свойства, значит восстанавливается. Восстановить оксид железа можно оксидом углерода(II). Правильный ответ: 2.


  • Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородосодержащих соединений.

    А-27 (28%) Фенол не вступает в реакцию с

           1)FeCl3         2)HNO3        3) NaOH        4) HCl

    Также вопрос с отрицанием. Определяя возможность протекания реакций органических веществ, следует учитывать как общие свойства классов соединений, так и специфические свойства отдельных представителей. Правильный ответ: 4.


  • Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

    А-28 (28%) Взрывчатую смесь с воздухом образует

           1) бром

           2) бромоводород

           3) тетрахлорид углерода

           4) ацетилен

    Простой, казалось бы, вопрос - взрывчатые смеси образуют горючие газы, здесь это ацетилен. Соединения галогенов обычно негорючи. Правильный ответ: 4.


  • Наверх


    Г.М. Можаев
    старший преподаватель
    ТюмГУ, химический факультет;
    ТОГИРРО


    .
    Hosted by uCoz