Олимпиада
Карта сайта

 

Задания I этапа


Поделиться в


II этап областной предметной олимпиады учащихся основной школы
по ХИМИИ, 2014-2015 уч.г. .
Восьмой класс.

Задача 1. Неизвестные растворы

Юному химику Васе поручили приготовить три раствора: соляной кислоты, гидроксида натрия и карбоната калия. Растворы он приготовил, колбочки с ними пометил цифрами 1,2,3 и побежал в столовую. А когда вернулся, то понял, что никак не помнит, какой раствор он пометил какой цифрой. Растворы надо было как-то распознать, но как? Кроме этих трех растворов в распоряжении Васи были также штатив с пробирками и растворы хлорида натрия, нитрата магния, сульфата натрия, гидроксида калия.
      Помогите Василию, предложите два-три (или больше) опыта, проведя которые он сможет узнать, где находится какой раствор.
      Для каждого опыта напишите, что к чему надо прилить, уравнение протекающей реакции, что будет наблюдать Вася, и какой вывод он сможет сделать.

(10 баллов)

Задача 2. Пейте дети молоко

Массовая доля кальция в продуктах
Молоко 0,12%
Творог 0,15%
Скумбрия, (консервы) 0,35%
Хлеб с отрубями 0,05%
Узнав, что потребность организма человека в кальции составляет около 0,8 г в сутки, юный химик Вася решил разобраться, как кальций попадает в организм. Оказалось, что кальций содержится во многих пищевых продуктах (данные по некоторым приведены в таблице).
      1) Используя эти данные, помогите Василию составить максимально разнообразное меню, чтобы его организм был в полном порядке.
      2) Для восполнения недостатка кальция используется глюконат кальция, вещество с формулой C12H22CaO14. Чему равна массовая доля кальция в составе этого препарата? Сколько таблеток этого препарата (по 500 мг) пришлось бы Василию съедать ежедневно, если бы кальций не поступал с пищевыми продуктами?
      3) Что вы знаете о роли кальция в организме? Дайте краткий ответ.

(10 баллов)

Задача 3. Вещества для коллекции

Кальций так заинтересовал Васю, что он решил самостоятельно синтезировать различные вещества для коллекции соединений кальция. Он решил начать с металлического кальция и наметил следующую цепочку превращений:
Кальций =(1)=> Оксид кальция =(2)=> Гидроксид кальция =(3)=> Карбонат кальция =(4)=> Нитрат кальция =(5)=> Сульфат кальция

  1. Напишите уравнения реакций 1-5, которые надо провести для получения пяти соединений кальция. Назовите вещества, которые потребуются для их проведения и признаки протекания реакций.
  2. Вася решил, что в его коллекции каждого вещества должно быть по 0,1 моль. Какую массу металлического кальция он должен взять, чтобы последовательно проводя реакции и оставляя часть полученного вещества для коллекции, получить в результате по 0,1 моль каждого соединения?
  3. Какое лабораторное оборудование потребуется Васе для проведения последней реакции и выделения полученного вещества из полученной смеси?

(10 баллов)

Задача 4. Дойти до сути

Стараясь полностью разобраться в составе веществ, Вася однажды задался вопросом, сколько атомов водорода и кислорода содержится в 200 мл имевшегося в лаборатории раствора азотной кислоты. Проведя расчеты, он был несколько удивлен: число атомов оказалось одинаковым!

  1. Определите, чему была равна массовая доля азотной кислоты в том растворе, для которого Вася получил этот удивительный результат.
  2. Сколько именно атомов водорода, кислорода и азота было в 200 мл этого раствора? Плотность раствора равна 1,385 г/мл.

(10 баллов)

Задача 5. Модели атомов

Как-то, наводя порядок в шкафу, Вася уронил коробку, в которой хранились модели 2-х атомов разных химических элементов. Модели состояли из больших шариков, изображавших ядра атомов, маленьких, изображавших электроны, и концентрических окружностей. Все это высыпалось и перемешалось. Шарики Вася собрал (маленьких оказалось 27 штук), вспомнил, что элементы относились к одному периоду, но к разным группам Периодической системы (один - к первой, второй - к шестой), но дальше не продвинулся, какие это элементы он вспомнить не мог.

  1. Помогите Василию восстановить модели, для этого определите, о каких химических элементах идет речь, и изобразите строение их атомов на рисунке.
  2. Какое соединение образуют между собой эти два элемента? Напишите его формулу и назовите.
  3. Какой тип связи характерен для простых веществ, образованных атомами данных элементов, и для соединения этих элементов.

(10 баллов)

Задания I этапа



Задать вопрос

Наверх

Можаев Г. М., старший преподаватель
Тюменского государственного университета