Олимпиада
Карта сайта

 

Задания I этапа

Поделиться в
См. также:

Шириков Н.А.,и др.: Школьные олимпиады. Химия. 8-11 классы
... задания для учащихся 8-11 классов; варианты ответов и критерии их оценивания; рекомендации по подготовке школьников к участию в олимпиаде.
мрамор слэбы http://mramor.pro/izdeliya-iz-mramora/mramornye-slyaby/


Олимпиада школьников основной школы по химии, 2012-2013 уч.г.
Восьмой класс.

Задания II этапа

Задача 1. Приключения черного порошка..

Черный порошок - это соединение двух элементов, причем атомная масса одного из них в 4 раза больше атомной массы второго. В воде этот черный порошок растворить не удалось, но в разбавленной серной кислоте он растворился, при этом получился голубой раствор. Голубой раствор разделили на две пробирки, в одну из них опустили большой железный гвоздь, а во вторую добавили избыток раствора гидроксида натрия. В первой пробирке поверхность железного гвоздя стала быстро покрываться веществом розового цвета, и спустя некоторое время раствор из голубого стал бледно-зеленым. Во второй пробирке сразу выпал синий осадок, но когда пробирку нагрели, осадок почернел. Черное вещество отделили от раствора, высушили и получили черный порошок, по составу точно такой же, какой взяли для проведения реакций.

Из каких элементов состоит черный порошок? Напишите его формулу и название.

Напишите уравнения всех реакций, которые были проведены в ходе его превращений. (10 баллов)

Задача 2. Кто в растворе главный.

Соединение азота с водородом, аммиак, NH3 - это газ, хорошо растворимый в воде. Его раствор, под названием "нашатырный спирт" применяется в медицине. Ватка, смоченная этим раствором, может привести в чувство потерявшего сознание человека, т.к. аммиак имеет сильный резкий запах.
В аптечной склянке находится 50 г 10%-ного "нашатырного спирта". Какие вещества и какие химические элементы содержатся в этой склянке? Найдите для каждого химического элемента количество вещества (моль) и массу. Какой элемент в растворе "главный" по числу молей и какой по массе?
Рассчитайте, сколько атомов водорода находится в растворе.(10 баллов)

Задача 3. Закон сохранения массы.

Юный химик решил проверить закон сохранения массы. Для этого, он сначала взвесил пустую колбу, ее масса оказалась равной 102 г. Затем, рядом с колбой он положил на весы кусочек мрамора, а в колбу налил соляной кислоты. Весы показали 156,7 г. После этого он положил мрамор в колбу. Когда реакция закончилась, и мрамор полностью растворился, он снова поставил колбу на весы - ее масса оказалась равной 155,3 г!
Почему масса колбы с продуктами реакции оказалась меньше массы колбы с исходными веществами? Что химик мог наблюдать в ходе реакции? Напишите ее уравнение.
Используя результаты взвешивания, рассчитайте массу кусочка мрамора, растворенного в кислоте и массовую долю хлорида кальция в полученном растворе.(10 баллов)

Задача 4. Питание растений.

Калий - химический элемент, необходимый для нормального развития растений, поэтому подкормки деревьев в плодовом саду на 1 м2 площади нужно с минеральными удобрениями вносить 13 г калия. В качестве калийного удобрения предлагают хлорид калия или карбонат калия в разных упаковках (500 г, 2 кг, 5 кг, 20 кг).
Определите массовую долю калия в этих веществах и определите, какое из них более эффективно, с точки зрения содержания калия.
Определите какую упаковку более эффективного удобрения надо приобрести для участка площадью 80 м2. Свой ответ подтвердите расчетом. (10 баллов)

Задача 5. Классификация веществ.

Перед вами формулы семи веществ: H2CO3, H3PO4, H2S, HNO3, HCl, H2SiO3, H2SO4.
а) К какому классу относятся эти вещества? Запишите их названия.
б) На какие две группы можно разбить эти вещества? Запишите их формулы в 2 колонки и подпишите каждую, чтобы было понятно, по какому признаку вы их разделили.
в) Предложите еще два способа разделения этих веществ на две группы, для каждого способа укажите признак классификации и две колонки формул. (10 баллов)

Решения


Задать вопрос

Можаев Г. М., старший преподаватель
Тюменского государственного университета

.