Олимпиада
Карта сайта

 

Задания I этапа

Поделиться в


Олимпиада школьников основной школы по химии, 2011-2012 уч.г.
Восьмой класс.

Кот Леопольд и химические приключения - 2

Задача 1.

Как-то раз, белый мышонок придумал новую каверзу коту Леопольду и подсыпал в его стакан с чаем целую ложку очень горького хлорида кальция. А серый мышонок придумал свою каверзу, он решил просто выпить чай кота Леопольда. Как он плевался! Хорошо еще, что Леопольд объяснил, что немного хлорида кальция может быть полезно, так как он повышает устойчивость организма к инфекциям.

Рассчитайте, сколько атомов кальция и сколько атомов хлора проглотил серый мышонок, если в ложке было 20 г хлорида кальция, а из 60 мл полученного горького чая, мышонок успел проглотить 2 мл?

Задача 2.

Постепенно мышатам понравились химические опыты, и кот Леопольд порой разрешал им присутствовать в своей лаборатории. Но к опасным реактивам он их близко не подпускал. И, заметив, что они подозрительно часто поглядывают на маленькую скляночку, где у него хранилось 20 мл 96%-ной серной кислоты, Леопольд решил разбавить ее до безопасного состояния, доверив мышатам таскать воду.

Рассчитайте, какую массу 5%-ной серной кислоты получил кот Леопольд после разбавления, если плотность 96%-ной кислоты равна 1,84 г/мл. Какой объем дистиллированной воды потребовалось притащить для этого мышатам?

Готовя раствор, кот Леопольд объяснил мышатам правило, в каком порядке нужно смешивать кислоту и воду. Что это за правило, и почему ему нужно следовать?

Задача 3.

В другой раз Леопольд занялся получением карбоната кальция. Для этого он приготовил известковую воду, содержащую 9,25 г гидроксида кальция, и поручил мышатам следить, чтобы из газометра в нее было пропущено ровно 2,5 л углекислого газа. Но мышата отвлеклись на обсуждение своих хитрых планов, и опомнились только тогда, когда поглотилось уже 3,4 л газа.

Сколько граммов карбоната кальция рассчитывал получить Леопольд? Сколько его реально получили мышата (считать, что газ измерен при н.у.)?

Задача 4.

Свою подводную лодку мышата решили снабдить прибором для получения кислорода. Кот Леопольд выделил им для этого 3%-ный раствора пероксида водорода. Конечно, лодка у мышат была маленькая, и в прибор они смогли загрузить только 50 г этого раствора.

Для получения кислорода из пероксида водорода мышатам понадобилось еще одно вещество. Какое? Какую роль оно выполняет в этой реакции?

Какой объем кислорода (н.у.) может быть получен из этой порции раствора?

Задача 5.

В другой раз Леопольд поручил мышатам разлить несколько растворов веществ. Там были растворы гидроксида натрия и сульфата меди, нитратов бария и калия, а также азотной кислоты. Мышата добросовестно разлили растворы в бутылочки, написали этикетки, приготовились их приклеивать, но тут откуда-то донесся запах сыра…

Когда с сыром было покончено, мышата вернулись в лабораторию, но оказалось, что они не помнят, в какой бутылочке находится какой раствор. Так как все другие реактивы были у Леопольда под замком, в распоряжении у мышат были только эти растворы и пустые пробирки. Серый предложил: брать понемногу из одной бутылочки и смотреть, что получится, если прилить из другой. И работа закипела.

Пока мышата сливают растворы, подумайте, какие реакции могут протекать при этом, напишите уравнения этих реакций, укажите признаки их протекания.

Опишите последовательность определения растворов, основываясь на признаках протекания реакций.
 

Постепенно мышата стали чувствовать себя все более опытным химиками, и уже начали подумывать обойти кота Леопольда в химической олимпиаде. А вы справитесь с этой задачей?

Желаем удачи!
 

Задания с решениями


Задать вопрос

Наверх

Можаев Г. М., старший преподаватель
Тюменского государственного университета

.
Hosted by uCoz