Вернуться назад

Зональная олимпиада школьников по химии 2007/2008 г.
Девятый класс.

Задача 9-1.

Осуществите цепочку превращений:

Назовите вещества X1 - X5. Рассчитайте массовую долю X5 в полученном растворе, если всего было использовано 200 г раствора едкого натра и 8 г серы.

(8 баллов)

Задача 9-2.

Имеется раствор ортофосфорной кислоты, в котором общее число атомов водорода в три раза больше числа молекул воды. Чему равна массовая доля ортофосфорной кислоты в этом растворе? Какой объем аммиака (н.у.) нужен для реакции со 100 г этого раствора, чтобы перевести кислоту в гидрофосфат аммония?

(5 баллов)

Задача 9-3.

Смесь хлорида железа(III) и хлорида алюминия массой 31,26 г растворили в воде и добавили избыток раствора гидроксида калия. Выпавший осадок отфильтровали и прокалили. Его масса оказалась равной 12,8 г. Через профильтрованный раствор пропустили избыток углекислого газа. При этом снова выпал осадок, который также был отфильтрован и прокален.

Напишите уравнения всех описанных реакций. Рассчитайте состав исходной смеси (массовые доли) и массу второго осадка.

(7 баллов)

Задача 9-4.

Смесь порошков магния и оксида неизвестного одновалентного металла общей массой 5,62 г нагревали в избытке кислорода до окончания реакции, при этом выделилось 42 кДж теплоты. Затем полученный продукт растворили в 100 мл 20%-ной соляной кислоты (плотность 1,1 г/мл). Для нейтрализации избыточной кислоты потребовалось 125 мл раствора КОН с концентрацией 1,6 моль/л. Используя термохимическое уравнение

2Mg + O2 = 2MgO + 1200 кДж
определите качественный и количественный состав исходной смеси.

(7 баллов)

Задача 9-5.

В вашем распоряжении неподписанные растворы трех солей: нитрата алюминия, сульфида калия и хлорида калия. Как можно распознать эти растворы, используя а) раствор гидроксида натрия, б) соляную кислоту в) один индикатор (какой?). Опишите способ, объясните наблюдаемые явления, написав уравнения реакций в ионной и молекулярной форме.

(8 баллов)

Решения 9 класс


Зональная олимпиада школьников по химии 2007/2008 г.
Деcятый класс.

Задача 10-1.

Для растворении смеси массой 18,55 г, состоящей из некоторого металла второй группы и его оксида, потребовалось 84,75 мл 36,5%-ной соляной кислоты (плотность 1,18 г/мл). Определите, о каком металле идет речь и его массовую долю в исходной смеси.

(9 баллов)

Задача 10-2.

Некоторый алкан массой 7,26 г смешали с хлором и выдерживали смесь при освещении до исчезновения окраски хлора. После отделения хлорпроизводных оставшийся газ пропустили через избыток раствора нитрата серебра. При этом объем газа уменьшился до 112 мл (н.у.) и образовалось 28,7 г осадка. Дальнейшие исследования показали, что полученная при хлорировании смесь содержит моно- и дихлорпроизводные алкана в молярном отношении 3:1. Объясните, зачем реакцию алкана с хлором проводили при освещении. Определите формулу алкана.

(8 баллов)

Задача 10-3.

При взаимодействии металла А с концентрированной кислотой В образуется газ С, обладающий резким запахом, и голубой раствор соли D. Газ С может взаимодействовать с газом Е, при этом образуется вода и вещество F желтого цвета. При нагревании вещества F c железом образуется черное вещество G, которое растворяется в соляной кислоте с образованием газа Е. Определите вещества А-G, напишите уравнения реакций. Для реакции металла А с кислотой напишите электронные уравнения, укажите окислитель и восстановитель.

(7 баллов)

Задача 10-4.

Сколько структурных изомеров возможно для состава с общей формулой С4H8Cl2? Напишите их структурные формулы и назовите. Какие вещества могут получиться при нагревании этих изомеров с избытком спиртового раствора гидроксида калия? Напишите уравнения соответствующих реакций.

(6 баллов)

Задача 10-5.

При электролизе раствора сульфата никеля на катоде выделилось 14,75 г металла, на аноде 3,36 л газа (н.у.). Объясните указанное соотношение веществ, напишите уравнения реакций, проходящих на катоде и аноде, рассчитайте массы всех веществ, полученных в ходе электролиза.

(7 баллов)

Решения 10 класс


Зональная олимпиада школьников по химии 2007/2008 г.
Одиннадцатый класс.

Задача 11-1.

Смесь одновалентного металла и его оксида массой 4,2 г растворили в воде, при этом получили 70 г раствора с массовой долей щелочи 7,67%. Определите металл, о котором идет речь и его массовую долю в исходной смеси.

(9 баллов)

Задача 11-2.

Смесь этанола, этаналя и метановой кислоты при взаимодействии с избытком аммиачного раствора оксида серебра образует 8,64 г осадка. Нагревание такой же порции смеси приводит к протеканию в ней химической реакции, при полном протекании которой образуется 0,54 г воды, а при выливании оставшихся веществ в избыток раствора гидрокарбоната калия выделяется 112 мл газа (н.у.). Что собой представляет «аммиачный раствор оксида серебра»? Какие вещества образуются при реакции смеси с этим раствором? Вычислите массовые доли веществ в исходной смеси.

(11 баллов)

Задача 11-3.

Через некоторое время после смешения веществ А и В и начала реакции, которую можно выразить уравнением

3А + В = 2С + D,
концентрации веществ в закрытом сосуде составляли [A]=3 моль/л; [B]=1 моль/л; [C] =0,83 моль/л. Как и во сколько раз изменилась при этом скорость химической реакции? Как следовало изменить температуру сосуда, чтобы скорость реакции в указанный момент времени была равна первоначальной? Температурный коэффициент скорости реакции принять равным 2.

(6 баллов)

Задача 11-4.

Осуществите цепочку превращений:

Назовите вещества X1 - X4. Для второй реакции напишите электронные уравнения, укажите окислитель и восстановитель.

(6 баллов)

Задача 11-5.

Элементы А и В, относящиеся к одной группе периодической системы химических элементов, образуют простые вещества, заметно отличающиеся по физическим и химическим свойством. Простое вещество, образованное элементом А, твердое, белого цвета, легко сгорает на воздухе, образуя соединение X1. Простое вещество, образованное элементом В, достаточно инертный газ, тем не менее при нагревании взаимодействует с кальцием, образуя соединение Y1. Соединение X1, полученное из 1 г первого простого вещества, осторожно внесли в колбу со 100 мл воды, прокипятили, получив раствор X2. Соединение Y1, массой 1 г, также внесли в колбу со 100 мл воды, прокипятили, получив при этом газ Y2. Газ Y2 поглотили раствором Х2. Определите элементы А и В, напишите уравнения реакций, рассчитайте состав (массовые доли) полученного в итоге раствора.

(8 баллов)

Решения 11 класс


Задать вопрос

Наверх

Можаев Г. М., старший преподаватель
Тюменского государственного университета
Использованы тексты и идеи задач из книг:
Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии. М.:"Школа-Пресс", 2001, -96 с.
Новошинский И.И. Органическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов.
М:"Издательство Оникс",2006.-160 с.
Новошинский И.И. Сборник самостоятельных работ по химии. 10 класс. Краснодар:
"Советская Кубань",2006.-112 с.
а также из КИМов ЕГЭ по химии последних лет.

 
 
 
 
Hosted by uCoz